Учитель-дефектолог Попова Светлана Петровна

Эссе

           ЗАГЛЯНИ В МОИ ГЛАЗА

            Больше всего на свете я люблю глаза: грустные и веселые, пытливые и озорные, хитренькие и восторженные. Но особенно мне нравится, когда я замечаю в этих глазах удивление и искренность.

            Глаза… Большие, с длинными белыми ресничками, смотрят на учительницу и не понимают: ну что опять он сделал не так, почему стоит у доски, где сейчас эти злополучные ножницы для урока труда, и в откуда в примерах столько ошибок. Он никак не может запомнить, как пишется большая буква Д, а если задается на дом заучивание  стихотворения, то семейный вечер превращается в кошмар.

Это было более 20 лет назад.

            В тот день учительница написала второкласснику Сереже в дневник замечание. Мальчишки в классе разбаловались, и он оказался в этой компании: учительница выстроила всех у доски, забрала дневники и всем сделала записи.

            Мне неполных 18 лет, я молодая практикантка, привыкшая полностью доверять своим педагогам. Но… смотрю в эти полные слез и непонимания глаза. «Я должна что-то сделать».

- Сережа, не плачь, - в ответ молчание.

- Тебя дома будут ругать?

 Кивок головой.

- Знаешь, что? А подожди меня немного, я провожу тебя домой.

            Когда я вышла из школы, на улице уже никого не было, только малыш одиноко ждал меня на ступеньках. По дороге домой я испытывала тревогу, волнение, страх: «Что я скажу родителям? Как они меня встретят?».  Дома никого не оказалось, ключа у нас не было, мы с Сережкой спокойно устроились около батареи в подъезде и весело решали примеры. А когда пришла мама, молодая женщина, с младшим братишкой, то меня ждало настоящее откровение.

- Светлана Петровна, Вы не представляете как я Вам благодарна, - сказала она, - Ведь я своего Сережку раньше в школу просто выталкивала, а с Вашим приходом он бежит на занятия с радостью.

           Я была ошарашена. Я ничего особенного не делала.

           Эх, Сережка… Знал бы ты, что твои глаза, такие чистые, доверчивые будут сопровождать меня всегда. Не сразу я поняла, как молодая и неопытная практикантка могла неосознанно повысить мотивацию ребенка.  Постепенно с каждым новым «особенным» ребенком приходила к мысли: «Да я просто влюбилась без памяти в эти лучистые глазки». Мне и в голову не приходило, что малыш это сразу почувствовал. Да, дети сразу чувствуют любовь, но как далека я была тогда от «особенностей» «особенных» детей, я даже слова «дефектолог» не знала. А жаль, очень жаль, что в те времена нас учили стандартным методикам, рассчитанным на середнячка. Почему будущих учителей начальных классов не готовили к тому, что в класс из 25-30 человек обязательно придет 2-3 «особенных»?

           Прошло много лет. Были разные школы, разные дети, разные глаза. Сережкин взгляд стал для меня своеобразным ориентиром: «Вот еще один Сережа, присмотрись, подумай, помоги. Не знаешь? Ищи. Он не виноват, совсем не виноват, что куда-то запропастились ножницы, а стихотворение не запоминается. Он и его родители тебе доверяют, ты профессионал. Ты сможешь…». Но получалось далеко не всегда.

           В дефектологию я пришла не сразу. За многие годы работы учителем начальных классов накопила большой педагогический опыт, но вопросы, почему у некоторых учеников не запоминается большая буква Д, не учатся стихи и многое другое, так и оставались без ответов. Понимание стало приходить только тогда, когда я устроилась на работу в специализированную школу для детей с ограниченными возможностями здоровья. Так вот в чем дело! Просто у детей разные возможности!!! И в этом не виноват никто. Но существуют другие методики, разные подходы и… даже разные учебники. Они реально работают. И снова я окунулась с головой в учебу.

          Особенности школьников, с которыми я работаю сейчас, это расстройство аутистического спектра. Когда я начала с ними заниматься, то меня не покидало чувство, что каждый мой воспитанник – это маленький принц на своей планете. Они говорят на только им понятном языке и очень не хотят, чтобы кто-то мешал их одиночеству. Они по-другому  видят этот мир, по другому думают. Чаще всего такому ребенку очень комфортно самим с собой. Эти дети яростно отстаивают право оставаться в своем мире, на своей планете. И только глаза… Именно они, Сережкины глаза, не обманывают. Они как будто спрашивают: «Да, мне здесь хорошо, но я не знаю, как там у вас. Может быть, еще лучше? Я хочу узнать, мне страшно, помоги!».

          Я не знаю, почему выбрала много лет назад профессию учителя, но точно знаю, почему стала работать с особыми детьми. Я влюбилась в Сережкины глаза.  В работе с ними научилась быть терпеливой, осторожной, внимательной, но обязательно - последовательной. Я наконец-то поняла, что если ребенок не может выучить стихотворение, то ему можно помочь: рисовать картинки и пиктограммы, дозировать объем, придумывать что-то еще. И обязательно – хвалить!

         Задача учителя-дефектолога дать особому ребенку самостоятельность и независимость. Но наши дети настолько разные и уникальные, что, прежде чем понять, как помочь малышу стать взрослым, приходится «попотеть» всем: дефектологу, психологу, логопеду. А уж как «потеют» родители – это отдельная история.

         Думаю, что дефектология должна и будет изучаться во всех педагогических образовательных организациях как иностранный язык: с первого до последнего курса. И тогда практикантка, увидев в классе Сережку, улыбнется и скажет: «Не волнуйся, ты не виноват, я тебе помогу!». А про себя подумает: «Да, дефектология – профессия на века!».

         А где же сейчас Сережка? Я не знаю, скорее всего, он и не помнит молоденькую учительницу, и даже представить себе не может какие у него удивительные и судьбоносные глаза.

Оставить комментарий: